Основы религиозных культур и светской этики, 4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского муниципального округа
МБОУ "Свердловская СОШ им. Героя Советского Союза Мякишева И.С."

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«Свердловская СОШ им. Героя
Советского Союза Мякишева И.С.»
№ 107-од от 27 августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозной
культуры и светской этики»
для обучающихся 4 класса

с.Свердловское 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации от
29.12.2012 г №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным
предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный
язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология,
физическая культура.
Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы
светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч.
Основные содержательные модули курса:
• Основы православной культуры
• Основы исламской культуры
• Основы буддийской культуры
• Основы иудейской культуры
• Основы мировых религиозных культур
• Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «Свердловская
СОШ им. Героя Советского Союза Мякишева И.С.»)
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии
от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики»
должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения
в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у
школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и
социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном,
гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов
и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

• воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование
умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»;
знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и
понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и

3

архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения
искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование
общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением
людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами
культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным
явлениям действительности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые
слова и поступки. Каждый интересен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь
протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для
добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной
установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует
терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет
патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс. ОРКСЭ
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Часть 1. Раздел 1. Этика общения 4ч.
1

Добрым жить на белом свете веселей

1

2

Правила общения для всех

1

3

От добрых правил добрые слова и поступки

1

4

Каждый интересен

1

Раздел 2. Этикет (4 ч)
5

Премудрости этикета

1

6

Красота этикета

1

7

Простые школьные и домашние правила этикета

1

8

Чистый ручеёк нашей речи

1

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
9

В развитии добрых чувств — творение души

1

10

Природа — волшебные двери к добру и доверию

1

11

Чувство Родины

1

12

Жизнь протекает с людьми

1

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
13

Чтобы быть коллективом

1

14

Коллектив начинается с меня

1

15

Мой класс — мои друзья

1

16

Скажи себе сам

1

Часть 1. Раздел 1. Простые нравственные истины (5 ч)
17

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

18

Жизнь священна

1

19

Человек рождён для добра

1

20

Милосердие — закон жизни

1

21

Жить во благо себе и другим

1

Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
22

Следовать нравственной установке

1

23

Достойно жить среди людей

1
5

24

Уметь понять и простить

1

25

Простая этика поступков

1

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

26

Общение и источники преодоления обид

1

27

Ростки нравственного опыта поведения

1

28

Доброте сопутствует терпение

1

29

Действия с приставкой «со» — вместе

1

Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)
30

С чего начинается Родина...

1

31

В тебе рождается патриот и гражданин

1

32

Человек — чело века

1

33

Слово, обращённое к себе

1

34

Итоговое творческое сочинение.

1

Резерв (защита творческих проектов)

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».