Математическая грамотность 5 класс 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Свердловская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Свердловская СОШ»
№ 90-од от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Математическая грамотность
для обучающихся 5 классов

с. Свердловское 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Актуальность введения предметного курса по математике "Математическая
грамотность" в школьную программу:
 предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную
деятельность по предмету;
 позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал,
вызывающий трудности, что способствует более успешному
выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
 различные формы проведения предметного курса, способствуют
повышению интереса к предмету;
 рассмотрение более сложных заданий способствует развитию
логического мышления обучающихся;
 создаются условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы
только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не
только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и
кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В
классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того,
что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи
«потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно
поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном
курсе, помогают решить задачи:
 Привитие интереса к математическим знаниям;
 Развитие математического кругозора;
 Привитие навыков самостоятельной работы;
 Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
 Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики
в основной школе является освоение учащимися системы математических
знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни
и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и
продолжения образования на третьей ступени обучения или в
среднеспециальных учебных заведениях.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в
основной школе является освоение учащимися системы математических
знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной
жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в
среднеспециальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса"Математическая
грамотность"
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,
обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи,
задачи на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в
т.ч. функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет
ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
"Математическая грамотность" в предметном курсе математика.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Математическая
грамотность"
5 КЛАСС













Арифметические операции с целыми числами.
Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
Решение уравнений.
Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
Нахождение части числа и числа по его части.
Решение задач на проценты.
Решение заданий на вычисление и построение на местности.
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Решение задач разных типов.
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в
фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры
и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в


устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать
процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты
решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».2) Оперировать понятием
«десятичная дробь».3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по
его части.4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений.5) Решать задачи разных типов (на работу, на
движение), связывающих три величины, выделять эти величины и
отношения между ними.6) Использовать свойства чисел и правила действий

с числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том
числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать
алгоритмы выполнения действий.7) Решать задачи на покупки, решать
несложные логические задачи методом рассуждений.8) Читать
информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.9) Оперировать
понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.10) Вычислять
расстояния на местности в стандартных ситуациях.
11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной
грамотности школьников).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Арифметические операции с целыми
числами. Решение задач функциональной
математической грамотности

3

resh.edu.ru›subject/12/5/

2

Чтение и преобразование информации,
представленной в виде таблиц, графиков

3

resh.edu.ru›subject/12/5/

3

Решение уравнений. Решение задач
функциональной математической
грамотности

3

resh.edu.ru›subject/12/5/

4

Решение задач разных типов (на
покупки, работу, движение)

3

resh.edu.ru›subject/12/5/

5

Обыкновенные дроби. Арифметические
операции с дробными числами

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

6

Десятичные дроби. Арифметические
операции с дробными числами

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

7

Нахождение части числа и числа по его
части. Решение задач функциональной
математической грамотности

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

8

Решение задач на проценты

2

9

Решение заданий на вычисление и
построение на местности

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

10

Решение заданий на прямоугольный
параллелепипед, куб, шар

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

11

Решение задач функциональной
математической грамотности

2

resh.edu.ru›subject/12/5/

12

Решение задач разных типов

4

resh.edu.ru›subject/12/5/

13

Решение вариантов ВПР

4

resh.edu.ru›subject/12/5/

14

ИТОГО

34

resh.edu.ru›subject/12/5/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

1

Арифметичес
кие операции
с целыми
числами.

3

2

Чтение и
преобразован
ие
информации,
представленн
ой в виде
таблиц,
графиков

3

3

Решение
уравнений.
Решение
задач
функциональ
ной
математическ
ой
грамотности

3

4

Решение
задач разных
типов (на
покупки,
работу,
движение)

3

5

Обыкновенн
ые дроби.

2

6

Десятичные
дроби.

2

7

Нахождение
части числа и
числа по его
части.

2

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

8

Решение
задач на
проценты

2

9

Решение
заданий на
вычисление и
построение
на местности

2

10

Решение
заданий на
прямоугольн
ый
параллелепип
ед, куб, шар

2

11

Решение
задач
функциональ
ной
математическ
ой
грамотности

2

12

Решение
задач разных
типов

4

13

Решение
вариантов
ВПР

4

14

Всего

34

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ),
5 класс»: учебное пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар,
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».