МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МБОУ "Свердловская СОШ" УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Свердловская СОШ» № 90-од от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса Математическая грамотность для обучающихся 5 классов с. Свердловское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Актуальность введения предметного курса по математике "Математическая грамотность" в школьную программу: предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету; позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ; различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету; рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся; создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи: Привитие интереса к математическим знаниям; Развитие математического кругозора; Привитие навыков самостоятельной работы; Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции; Показать связь математики с жизнью. В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях. Основные цели и задачи реализации содержания курса"Математическая грамотность" Цели: - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на формирование функциональной грамотности; - углубление и расширение знаний учащихся. Задачи: - формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч. функциональной математической грамотности; - расширить сферу математических знаний учащихся; - подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР; - приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами; - создать положительную мотивацию обучения математике. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ "Математическая грамотность" в предметном курсе математика. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Математическая грамотность" 5 КЛАСС Арифметические операции с целыми числами. Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц. Решение уравнений. Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение). Дроби. Арифметические операции с дробными числами. Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты. Решение заданий на вычисление и построение на местности. Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Решение задач разных типов. Решение задач функциональной математической грамотности; Решение заданий, вариантов ВПР. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».2) Оперировать понятием «десятичная дробь».3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений.5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними.6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий.7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений.8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях. 11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной грамотности школьников). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Арифметические операции с целыми числами. Решение задач функциональной математической грамотности 3 resh.edu.ru›subject/12/5/ 2 Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, графиков 3 resh.edu.ru›subject/12/5/ 3 Решение уравнений. Решение задач функциональной математической грамотности 3 resh.edu.ru›subject/12/5/ 4 Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение) 3 resh.edu.ru›subject/12/5/ 5 Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 6 Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 7 Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 8 Решение задач на проценты 2 9 Решение заданий на вычисление и построение на местности 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 10 Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 11 Решение задач функциональной математической грамотности 2 resh.edu.ru›subject/12/5/ 12 Решение задач разных типов 4 resh.edu.ru›subject/12/5/ 13 Решение вариантов ВПР 4 resh.edu.ru›subject/12/5/ 14 ИТОГО 34 resh.edu.ru›subject/12/5/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Все го 1 Арифметичес кие операции с целыми числами. 3 2 Чтение и преобразован ие информации, представленн ой в виде таблиц, графиков 3 3 Решение уравнений. Решение задач функциональ ной математическ ой грамотности 3 4 Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение) 3 5 Обыкновенн ые дроби. 2 6 Десятичные дроби. 2 7 Нахождение части числа и числа по его части. 2 Контрольн ые работы Практичес кие работы Дата изучен ия Электронные цифровые образователь ные ресурсы 8 Решение задач на проценты 2 9 Решение заданий на вычисление и построение на местности 2 10 Решение заданий на прямоугольн ый параллелепип ед, куб, шар 2 11 Решение задач функциональ ной математическ ой грамотности 2 12 Решение задач разных типов 4 13 Решение вариантов ВПР 4 14 Всего 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ), 5 класс»: учебное пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/