Рабочая программа по финансовой грамотности 5-8 классы 2025-2026 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артинского муниципального округа
МБОУ "Свердловская СОШ им. Героя Советского Союза Мякишева И.С."

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ "Свердловская СОШ
им. Героя Советского Союза Мякишева И.С."
№ 107-од от «27» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовой грамотность»
для обучающихся 5-8 классов

с. Свердловское, 2025 год
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 5 - 9 классов
составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Основы
финансовой грамотности» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей
программы воспитания.
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является
формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий,
являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также
практических
умений
и
компетенций,
позволяющих
эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
увеличение
объема
информации
об
инструментах
финансового и фондового рынка, распространяемой на территории
Ставропольского края;
1.

развитие информационных систем финансового рынка и
механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на
территории Свердловской области.
2.

развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся
социально-экономическим условиям жизни; формирование навыков для
принятия компетентных, правильных финансовых решений.
В 5–9 классах дети обучаются в возрасте 11–16 лет, когда с правовой
точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем
умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных
условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 5–9 классов способны расширять свой кругозор в
финансовых
вопросах
благодаря
развитию
общеинтеллектуальных
способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает
осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.
Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
3.

2

подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно
научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы
действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время
основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более
сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для
получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«ОСНОВЫ

ФИНАНСОВОЙ

В соответствии с учебным планом Основы финансовой грамотности
изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на три года обучения
составляет 136 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты обучения
Предметные

результаты изучения

данного

предмета

–

приобретение

школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную
банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует
навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых
решений,

что

в конечном

итоге поможет

им

добиться

финансовой

самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты

–

развитие

аналитических

способностей,

навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных

3

альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов
личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к
труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания
планирования,

ответственности

за

настоящее

и

будущее

и

собственное

финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник
научится:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными
финансами;
- проводить своевременный финансовый анализ;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными
ранками;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых
расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых
рисков;
- составлять личный финансовый план.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
4

-

распознавать

принципы

функционирования

финансовой

системы

современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов;
- владеть коммуникативными компетенциями;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных
источников;
- определять задачи в области управления личными финансами;
- находить источники информации для решения финансовых задач;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебноисследовательской деятельности;
- формировать собственную финансовую стратегию;
- решать финансовые задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема I. Личное финансовое планирование. Введение в предмет
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль
предмета.Человеческийкапитал.Принятиерешенийпофинансовомупланирован
ию.Домашняябухгалтерия.Составлениеличного финансового плана.
Тема II. Депозит. Накопления и инфляция.
Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия
депозита. Управление рисками по депозиту.
Тема III. Кредит. Как работает кредит.
Условиякредитов.Видыкредита.Основныехарактеристикикредита.Каквыбрать
наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные
ошибки при использовании кредита.
Тема IV. Расчетно-кассовые операции. Хранение обмен и перевод денег.
Различныевидыплатежныхсредств.Формыдистанционногобанковскогообслужи
вания
ТемаV. Страхование. Способы защиты рисков.
Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в
современной жизни?
ТемаVI. Инвестиции. Основы инвестирования.
Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс.
Куда вложить деньги.
Тема VII .Пенсии. Пенсионная система.
Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.
Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система.
Правила расчета налогов на физлиц в России. Виды налогов. НДФЛ. Подача
налоговой декларации.
Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами
Виды финансовых махинаций. Защита банковской карты. Махинации с
кредитами. Мошеннические инвестиционные предложения. Действия при
попадании в мошенническую схему.
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№

Тема урока

п/п
1.

Почему важно развивать свою финансовую

Количество
часов
1

грамотность
2.

От чего зависит благосостояние семьи

1

3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1

5.

Деньги: что это такое

1

6.

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

7.

Из чего складываются доходы семьи

1

8.

Учимся считать семейные доходы

1

9.

Исследуем доходы семьи

1

10.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1

11.

Как появляются расходы семьи

1

12.

Учимся считать семейные расходы

1

13.

Исследуем расходы семьи

1

14.

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

15.

Как сформировать семейный бюджет

1

16.

Почему возникают риски потери денег и имущества
и как от этого защититься

17.

Что такое страхование и для чего оно необходимо
6 класс

№

Тема урока

п/п
1.

Что и как можно страховать

Количество
часов
1
7

2.

Ролевая игра «Страхование»

1

3.

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это

1

стоит
4.

Как определить надёжность страховых компаний

1

5.

Как работает страховая компания

1

6.

Учебные мини-проекты «Страхование»

1

7.

Могут ли люди быть финансово независимы от

1

государства
8.

Что такое налоги и почему их надо платить

1

9.

Учимся считать налоги

1

10.

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

11.

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

12.

Исследуем, какие налоги платит семья и что

1

получает от государства
13.

Как работает налоговая служба

1

14.

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

15.

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1

16.

Какие бывают вклады

1

17.

Что мы знаем о бизнесе

1
7 КЛАСС

№

Тема урока

п/п

Количество
часов

Вводное занятие. Давайте знакомиться

1

Доходы и расходы семьи

9

2.

Деньги: что это такое

1

3.

Наличные и безналичные деньги

1

4.

Откуда берутся деньги

1

5.

Доходы российских семей

1

1.

8

6.

От чего зависит заработная плата

1

7.

Куда уходят деньги

1

8.

Обязательные и желательные расходы

1

9.

Как заставить деньги слушаться, или Что такое
семейный бюджет
Еще раз о доходах и расходах семьи

1

Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься

9

10.

11.
12.

В жизни всякое может случиться, страхование
Что такое материнский (семейный) капитал

13.

Что такое залог

14.

1

1
1
1
1

15.

Как защитить свою семью от финансовых потерь
Еще раз о финансовых рисках

16.

Как переложить свои страхи на других

1

17.

Страхование. Виды страхования

1

18.

Полис обязательного медицинского страхования
(ОМС)
Еще раз о финансовых рисках

1

Человек и государство: как они взаимодействуют

8

20.

Налоги, от которых не спрячешься

1

21.

Виды налогов

1

22.

1

23.

На что государство тратит деньги, собранные в
качестве налогов
Социальные пособия: как они могут помочь в жизни

24.

Виды социальных пособий

1

25.

Что делает государство, если граждане не платят
налоги
Подоходный налог

1

Еще раз о финансовых взаимоотношениях
человека и государства
Услуги финансовых организаций и собственный
бизнес

1

19.

26.
27.

1

1

1

1

7
9

28.

Как накопить, чтобы купить

1

29.

Какие финансовые услуги предоставляет банк

1

30.

Собственный бизнес – собственные проблемы

1

31.

Фирма, виды фирм

1

32.

Валюта в современном мире

1

33.

Что такое валюта. Валютный курс

1

34.

Еще раз об услугах финансовых организаций и
собственный бизнес
Итоговое занятие

1

35.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№

Тема урока

Количество
часов

Личное финансовое планирование. Вводное
занятие
Введение в предмет. Что такое личные финансы?

10

1

3.

Личное финансовое планирование.
Человеческий капитал.

4.

Как применить свой человеческий капитал.

1

5.

Принятие решений.

1

6.

1

8.

Принятие решений. Как принимать
решения, связанные с деньгами.
Использование SWOT- анализа для выбора
карьеры.
Домашняя бухгалтерия.

9.

Семейный и личный бюджет.

1

п/п

1.
2.

7.

1

1

1
1

10. Составление личного финансового плана.

1

Депозит. Накопления и инфляция.

7

11. Накопления.

1
10

12. Практикум. Как копить деньги.

1

13. Инфляция, причины инфляции.

1

14. Что такое депозит и какова его природа.

1

15. Банк. Какие бывают банки.

1

16. Условия депозита.

1

17. Преимущества и недостатки депозита.

1

Кредит. Как работает кредит.

8

18. Что такое кредит? Как работает кредит.

1

19. Основные виды кредита.

1

20. Характеристика кредита.

1

21. Практикум. Принятие решения о взятии кредита.

1

22. Как выбрать наиболее выгодный кредит.

1

23. Кредитный договор. Условия кредита.

1

24. Как уменьшить стоимость кредита.

1

25. Типичные ошибки при использовании кредита.

1

Расчетно-кассовые операции

9

26. Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и
перевод денег.
27. Банковская ячейка.

1

28. Валюта.

1

29. Денежный перевод.

1

30. Платежные средства. Дорожные карты.

1

31. Банковская карта.

1

32. Кредитная банковская карта.

1

33. Дебетовая банковская карта.

1

34. Электронные деньги и дистанционное банковское
обслуживание.

1

1

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

2. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. «Основы финансовой грамотности», 8 - 9 класс. – М.:
«Просвещение», 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1) www.minfin.ru– сайт Министерства финансов РФ
2) www.cbr.ru– сайт Центрального банка РФ
3) https://www.yaklass.ru/ - сайт ЯКласс

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».