Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Свердловская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Мякишева Ивана Спиридоновича"
УТВЕРЖДЕНО
Директором МБОУ "Свердловская
СОШ им. Героя Советского Союза
Мякишева И.С."
Приказ № 107-од от “27.08.2025”
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Артинский городской округ,
Свердловская область 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план ОО Российской Федерации (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV классы;
2 этап - V - IX классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения ( I - IV класс), 5066 академических
часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены на 1 этап шесть,
на 2 этапе семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся,
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Неотъемлемой
составляющей
учебного плана является
внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание
представлено
коррекционно-развивающей
обязательными
области
коррекционными
учебного
курсами
плана
(коррекционно-
развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное
соотношение
осуществляется
общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической
комиссии.
Время,
отведенное
на
реализацию
коррекционно развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом
возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей
(пункт
3.4.16
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1
января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов,
разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся I - IV классов.
Предметные области
Класс
Количество часов
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
Естествознание
Мир природы и человека
4. Искусство
Музыка
Рисование
искусство)
5.Физическая
культура
Адаптивная
культура
6. Технология
Ручной труд
(изобразительное
физическая
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Родной язык (русский)
Информатика
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
логопедические занятия
секция общефизической подготовки
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика), из них:
логопедические занятия
ритмика
Всего
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Другие направления внеурочной деятельности
Всего часов
Общий объем учебной нагрузки составляет 3 039 часов за 4
учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в
I классе, 34 учебных недели в II - IV классах).
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся V - IX классов.
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
2. Математика
Математика
Чтение (Литературное
чтение)
Информатика
Естествознание
Природоведение
Биология
4. Человек и
общество
География
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
6. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
7. Технология
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Количество часов
Всего
Родной язык
Информатика
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика)
другие направления внеурочной деятельности
Всего часов
Учебные недели
Общий объем учебной нагрузки составляет 5 066 часов за 5
учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных
недели в году).