Актуальные вопросы биологии 10-11 класс 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа» -

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«Свердловская СОШ»
Приказ № 90-од
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Актуальные вопросы биологии»
для обучающихся 10 – 11 классов

с. Свердловское 2024 год

Пояснительная записка
Факультативный

курс

«Актуальные

вопросы

биологии»

направлен

для

обучающихся 10-ых и 11-ых классов и изучающих биологию на базовом уровне, но
интересующихся

биологией,

выбравших

данный

предмет

для

прохождения

государственной итоговой аттестации и, возможно, планирующих поступать в
медицинские,

сельскохозяйственные,

ветеринарные

и

другие

профессиональные

учреждения биологического и экологического профиля. В средней школе для изучения
биологии отведен 1 час в неделю, что недостаточно для тщательной отработки знаний и
умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание
будет уделяться повторению и закреплению наиболее слабо усваиваемых школьниками
знаний

из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического

образования: о классификации органического мира, его историческом развитии,
особенностях анатомии и физиологии организмов разных царств живой природы,
вопросов экологии, онтогенеза, селекции, генетики. Следует учитывать темы, которые
вызывают затруднения при сдаче ЕГЭ, такие как, химическая организация клетки, обмен
веществ и превращение энергии, нейрогуморальная регуляция физиологических
процессов, протекающих в организме человека, способы видообразования, определение
движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса,
ароморфозы у конкретных групп организмов, особенности митоза и мейоза, фотосинтеза
и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза.
В

ходе

факультативных

занятий

будет

уделяться

большое

внимание

формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей,
исследовательской), умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников, умение четко и кратко излагать
свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Факультатив рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 40 минут. Курс рассчитан на два года, всего 66 часов (34 часа в 10 классе и 32
часа в 11 классе).
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено
проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка

знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и
прошедший год.
Цель курса – углубить, расширить и систематизировать базовые знания учащихся
о живых организмах, биологических процессах и явлениях.
Задачи курса
•

повторить и закрепить наиболее значимые темы

из основной школы

изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
•

закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче

•

формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами,

ЕГЭ;
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
•

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои

мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Место предмета в учебном плане. Элективный учебный предмет относится к
компоненту

образовательного

учреждения

учебного

плана

школы

и

является

предметным, направлен на углубление, расширение знания учебного предмета,
входящего в базисный учебный план. Курс рассчитан на 34 часа в течение учебного года
в 10 классе (1 час в неделю) и 32 часа в 11 классе (1 час в неделю).
С целью проверки и оценки результатов обучения по данной программе
используются такие формы контроля как оценка работы учителем, консультантом
группы,

самооценка,

взаимооценка.

Текущий

контроль

осуществляется

через

тестирования, контрольные работы, отчеты о лабораторных работах и миниисследованиях.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической
науки;
• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей,
правил, гипотез;
• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет;
вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы
(растений, животных, грибов, бактерий);

• сущность биологических процессов и явлений;
• современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике,
селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой

природы,

родство,

общность

происхождения

живых

организмов,

эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье
человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
•

устанавливать взаимосвязи строения

и

функций

молекул,

органоидов

клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;
•

решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы

скрещивания), экологии, эволюции;
•

распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические

объекты по их изображению;
•

выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники

мутагенов в окружающей среде (косвенно);
•

сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты

(клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и
бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека,
пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз;
бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и
внутреннее оплодотворение;
•

определять принадлежность биологических

объектов

определённой систематической группе (классификация);

к

•

анализировать

влияние

факторов

риска на

здоровье

человека;

результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
•

использовать

приобретённые

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей
среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах,
простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•

проводить самостоятельный поиск

(в том

числе

с использованием

информационных технологий) биологической информации.
Содержание курса
10 класс
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания»
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль
биологии

в

формировании

современной

естественнонаучной

картины

мира.

Биологические термины и понятия. Уровневая организация и эволюция. Основные
уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционновидовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки
биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен
веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция
Тема 2. «Клетка как биологическая система»
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании
современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное
строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства
живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика
клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и
функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот,

углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке
и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки –
основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых
организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии
энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая
роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.
Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и
размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и
половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических
клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и
митоза
Лабораторная работа №1: «Изучение клеток растений и животных под
микроскопом»
Тема 3. «Организм как биологическая система»
Разнообразие

организмов:

одноклеточные

и

многоклеточные;

автотрофы,

гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и
различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и

дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков,
нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с
полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека.
Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем
скрещивания.
Закономерности
изменчивость.

изменчивости.

Норма

реакции.

Ненаследственная

Наследственная

(модификационная)

изменчивость:

мутационная,

комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни
организмов и в эволюцию.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины,
профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на
генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий
их влияния на собственный организм. Решение биологических задач.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие
селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их
генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных,
штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
11 класс
Тема 1. «Система и многообразие органического мира»
Основные систематические (таксономические) категории, их соподчинённость.
Многообразие

организмов.

автотрофы и гетеротрофы,

Одноклеточные и

аэробы

многоклеточные,

и анаэробы.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения
вирусных заболеваний.
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и
размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений).
Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные
отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи,
папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.
Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль
растений в природе и жизни человека.
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование
грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и
ядовитых

грибов.

Лишайники,

их

разнообразие,

особенности

строения

и

жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые
животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека.
Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Лабораторные работы: №1: «Ткани высших растений»
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (6ч)
Предмет

изучения

анатомии,

физиологии

и

гигиены

человека.

Ткани.

Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов.
Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь
при травмах.
Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях.
Заболевания органов дыхания.
Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови.
Переливание крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа
его целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная
деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная

теория поведения.

Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память,
эмоции, речь, мышление.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.

Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное
здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека.
Личная

и

общественная

инфекционных заболеваний

гигиена,

(вирусных,

здоровый

образ

бактериальных,

жизни.

Профилактика

грибковых,

вызываемых

животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Вредные
и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Лабораторные работы: № 2 «Изучение тканей организма человека»
Тема 3. «Эволюция живой природы»
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица
эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за
существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции.
Исследования

С.С. Четверикова.

Роль эволюционной теории в формировании

современной естественнонаучной картины мира.
Доказательства

эволюции

живой

природы.

Результаты

эволюции:

приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция.
Шмальгаузен).

Направления

Биологический

и

прогресс

пути
и

эволюции
регресс,

(А.Н.

ароморфоз,

Северцов,

И.И.

идиоадаптация,

дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения
жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение
живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического
мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы
эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная
природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

«Экосистемы и присущие им закономерности»
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические.
Антропогенный фактор. Их значение.
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты,
их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической
пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.
Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и
круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и
смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое
вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический
круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств.
Эволюция

биосферы.

№
п/п

Количество
часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
(1час в неделю, всего 34 часа)
Форма занятия
Тема урока

Форма подведения
итога

Введение 1ч.
1.

1ч.

Ознакомление со структурой КИМа ЕГЭ

Биология как наука. Методы научного познания 2ч.
2.
1ч.
Достижения биологии. Методы познания живой
природы.
3.
1ч.
Уровневая организация живой природы. Биологические
системы
Клетка как биологическая система 18ч.
4.
2ч.
Развитие знаний о клетке. Сравнительная
характеристика строения клеток растений, животных,
бактерий и грибов
5.
2ч.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы
6.

1ч.

Строение клетки

7.

1ч.

8.

2ч.

Лабораторная работа: «Изучение клеток растений и
животных под микроскопом»
Обмен веществ и превращения энергии.
Энергетический и пластический обмен.

9.
10.

1ч.
1ч.

Дыхание. Брожение.
Фотосинтез. Хемосинтез

тестирование

проверка тетради
учителем

лекция

устный опрос

просмотр
презентации

самопроверка

лекция, беседа

тест

просмотр
презентации
работа в парах

самопроверка

выполнение
лабораторной работы
лекция с
использованием
плакатов с
информацией
лекция
лекция

отчет проверка тетради
учителем
отчет
устный опрос

устный опрос
устный опрос

11.

2ч.

Генетическая информация в клетке

12.

1ч.

Матричный характер биосинтеза. Биосинтез белка и
нуклеиновых кислот

13.

2ч.

Решение задач по теме «Генетический код»

14.

1ч.

Хромосомы. Гаметы

15.

1ч.

Митоз – деление соматических клеток

16.

1ч.

Мейоз. Фазы мейоза. Гаметогенез

Организм как биологическая система 13ч.
17.
2ч.
Размножение. Оплодотворение. Онтогенез

18.

1ч.

Генетика. Закономерности наследственности

19.

2ч.

Решение генетических задач

20.

1ч.

Генетика пола. Генетика человека

фронтальная работа с
понятиями, просмотр
презентации
рассказ с элементами
беседы, просмотр
презентации
изучение алгоритма
решения данного
типа биологических
задач
рассказ с элементами
беседы, просмотр
презентации
рассказ с элементами
беседы, просмотр
презентации
рассказ с элементами
беседы, просмотр
презентации
просмотр
презентации,
фронтальная работа,
работа в парах
просмотр
презентации,
фронтальная работа
изучение алгоритма
решения данного
типа биологических
задач
беседа, просмотр
презентации

самопроверка
самопроверка
проверка тетради
учителем
взаимопроверка
устный опрос
самопроверка

устный опрос

устный опрос
проверка тетради
учителем
взаимопроверка

21.

3ч.

Решение генетических задач

22.

1ч.

Закономерности наследственности и изменчивости

23.

1ч.

Мутагены. Наследственные болезни

24.

1ч.

Селекция, ее методы, задачи и практическое значение

25.

1ч.

Биотехнология и ее направления

изучение алгоритма
решения данного
типа биологических
задач
беседа, заполнение
таблицы, работа в
парах.
выступление с
сообщениями,
заполнение таблицы
работа в парах с
источниками
информации,
выполнение
упражнений на
множественный
выбор и установление
соответствия (с
рисунком и без
рисунка)
выступление с
сообщениями,
конспектирование

проверка тетради
учителем
взаимопроверка
проверка таблицы
самооценка

сообщения

№
п/п

Количество
часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
(1час в неделю, всего 34 часа)
Форма занятия
Тема урока

Форма подведения
итога

Система и многообразие органического мира 11ч.
1ч.
Многообразие организмов. Царство бактерий. Вирусы

1.

2.
3.

1ч.
1ч.

4.

1ч.

Царство грибов. Лишайники
Царство растений. Строение, жизнедеятельность и
размножение
Лабораторные работа №1: «Ткани высших растений»

5.

3ч.

Многообразие растений

6.

1ч.

Царство животных. Характеристика одноклеточных

7.

1ч.

Царство животные. Беспозвоночные. Класс
членистоногие

8.

2ч.

Хордовые животные. Классификация

Организм человека и его здоровье 13ч.
9.
1ч.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов системы

беседа, фронтальная
работа, выполнение
упражнений на
установление
последовательности в
парах
лекция
просмотр
презентации
выполнение
лабораторной работы

устный опрос,
взаимопроверка
устный опрос
самопроверка
отчет

лекция с элементами
беседы,
конспектирование
лекция с элементами
беседы,
конспектирование
лекция с элементами
беседы,
конспектирование
лекция с элементами
беседы,
конспектирование

тестирование

работа со схемой,

самопроверка

тестирование
тестирование
тестирование

10.

1ч.

11.

1ч.

пищеварения
Лабораторная работа № 2 «Изучение тканей организма
человека»
Дыхательная система. Выделительная система

12.

1ч.

Опорно-двигательная система. Покровная система

13.

1ч.

Система кровообращения, лимфообращения

14.

1ч.

Размножение и развитие человека

15.

1ч.

Внутренняя среда организма. Витамины

16.

1ч.

Нервная система. Эндокринная система.
Нейрогуморальная регуляция

17.

1ч.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.
Строение и функции органа зрения

18.

1ч.

Орган слуха, орган равновесия, орган осязания

19.

1ч.

Орган вкуса, орган обоняния

20.

1ч.

ВНД. Сон, сознание, память, речь, мышление, эмоции.

таблицей
выполнение
отчет
лабораторной работы
лекция с элементами
тестирование
беседы,
конспектирование
беседа, работа с
устный опрос, отчет
таблицами
беседа, фронтальная
тестирование
работа с таблицами,
самостоятельная
работа
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами
просмотр
устный опрос
презентации, работа с
таблицами

21.

1ч.

Психическое и физическое здоровье человека

Экосистемы и присущие им закономерности 10ч.
23.
1ч.
Вид, его критерии. Популяция

24.

1ч.

Микроэволюция. Видообразование

25.

1ч.

Эволюционные идеи. Формы естественного отбора

26.

1ч.

Результаты эволюции. Прогресс и регресс

27.

1ч.

Происхождение человека. Человек как вид

28.

1ч.

Среды обитания живых организмов. Экологические
факторы

29.
30.

1ч.
1ч.

Экосистема и ее компоненты
Структура экосистемы. Трофические цепи

31.

1ч.

Разнообразие и свойства экосистем

32.

1ч.

Биосфера – глобальная экосистема. Экологические
проблемы и пути их решения

просмотр
презентации, работа с
таблицами

устный опрос

лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
просмотр
презентации,
сообщение
просмотр
презентации,
составление схемы

опрос

работа с таблицей
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации
лекция с элементами
беседы, просмотр
презентации

взаимопроверка
устный опрос
тестирование
взаимопроверка
фронтальная проверка
схем
устный опрос
устный опрос
устный опрос
устный опрос,
подведение итогов

Список литературы
1. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
2. Садовниченко Ю.А. Биология: пошаговая подготовка к ЕГЭ. – Москва: «Эксмо», 2020. – 362 с.
3. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А. Богданов – М. «Аст», 2016.
4. Лернер Г.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ 2025 г. Министерство образования РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».