МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Свердловская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Свердловская СОШ»
от 29.08.2024 г. №90-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозной
культуры и светской этики»
для обучающихся 4 класса
с.Свердловское 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации от
29.12.2012 г №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным
предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный
язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология,
физическая культура.
Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы
светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч.
Основные содержательные модули курса:
• Основы православной культуры
• Основы исламской культуры
• Основы буддийской культуры
• Основы иудейской культуры
• Основы мировых религиозных культур
• Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «Свердловская
СОШ»)
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии
от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики»
должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения
в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у
школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и
социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном,
гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов
и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование
умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
3
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»;
знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и
понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения
искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование
общекультурной эрудиции;
формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации,
нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным
явлениям действительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые
слова и поступки. Каждый интересен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств —
творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь
протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс —
мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для
добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной
установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует
терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет
патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс, ОРКСЭ
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Часть 1. Раздел 1. Этика общения 4ч.
1
Добрым жить на белом свете веселей
1
2
Правила общения для всех
1
3
От добрых правил добрые слова и поступки
1
4
Каждый интересен
1
Раздел 2. Этикет (4 ч)
5
Премудрости этикета
1
6
Красота этикета
1
7
Простые школьные и домашние правила этикета
1
8
Чистый ручеёк нашей речи
1
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
9
В развитии добрых чувств — творение души
1
10
Природа — волшебные двери к добру и доверию
1
11
Чувство Родины
1
12
Жизнь протекает с людьми
1
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
13
Чтобы быть коллективом
1
14
Коллектив начинается с меня
1
15
Мой класс — мои друзья
1
16
Скажи себе сам
1
Часть 1. Раздел 1. Простые нравственные истины (5 ч)
17
Ежели душевны вы и к этике не глухи
1
18
Жизнь священна
1
19
Человек рождён для добра
1
20
Милосердие — закон жизни
1
21
Жить во благо себе и другим
1
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
22
Следовать нравственной установке
1
23
Достойно жить среди людей
1
24
Уметь понять и простить
1
25
Простая этика поступков
1
5
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
26
Общение и источники преодоления обид
1
27
Ростки нравственного опыта поведения
1
28
Доброте сопутствует терпение
1
29
Действия с приставкой «со» — вместе
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)
1
30
С чего начинается Родина...
1
31
В тебе рождается патриот и гражданин
1
32
Человек — чело века
1
33
Слово, обращённое к себе
1
34
Итоговое творческое сочинение.
1
Резерв (защита творческих проектов)
35
1
6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин
А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО
«ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А. И. Шемшурина
"Основы светской этики")
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронная версия учебника: https://pdf.11klasov.net/14148-osnovy-svetskoj-jetiki-4klassshemshurina.html Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. –
М.: Просвещение, 2023
https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki-4-klass-metodicheskoe-posobie/
- http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217
Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской
этики"
7
Лист внесенных изменений в Рабочую программу.
№п/п
час.по
плану
час.по
факту
выполнение
коррекция
причина
1
2
3
4
5
8