МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МБОУ "Свердловская СОШ" УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Свердловская СОШ» от 29.08.2024 г. №90-од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» для обучающихся 4 класса с.Свердловское 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч. Основные содержательные модули курса: • Основы православной культуры • Основы исламской культуры • Основы буддийской культуры • Основы иудейской культуры • Основы мировых религиозных культур • Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «Свердловская СОШ») Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: — первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; — второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; — третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Требования к личностным результатам: • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; • развитие этических чувств как регулятора морального поведения; • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности; • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: 3 • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России; • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма; • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников; • осознание места и роли буддийской культуры в истории России; • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей; • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции; формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс, ОРКСЭ № п/п Тема урока Количество часов Часть 1. Раздел 1. Этика общения 4ч. 1 Добрым жить на белом свете веселей 1 2 Правила общения для всех 1 3 От добрых правил добрые слова и поступки 1 4 Каждый интересен 1 Раздел 2. Этикет (4 ч) 5 Премудрости этикета 1 6 Красота этикета 1 7 Простые школьные и домашние правила этикета 1 8 Чистый ручеёк нашей речи 1 Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч) 9 В развитии добрых чувств — творение души 1 10 Природа — волшебные двери к добру и доверию 1 11 Чувство Родины 1 12 Жизнь протекает с людьми 1 Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч) 13 Чтобы быть коллективом 1 14 Коллектив начинается с меня 1 15 Мой класс — мои друзья 1 16 Скажи себе сам 1 Часть 1. Раздел 1. Простые нравственные истины (5 ч) 17 Ежели душевны вы и к этике не глухи 1 18 Жизнь священна 1 19 Человек рождён для добра 1 20 Милосердие — закон жизни 1 21 Жить во благо себе и другим 1 Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч) 22 Следовать нравственной установке 1 23 Достойно жить среди людей 1 24 Уметь понять и простить 1 25 Простая этика поступков 1 5 Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч) 26 Общение и источники преодоления обид 1 27 Ростки нравственного опыта поведения 1 28 Доброте сопутствует терпение 1 29 Действия с приставкой «со» — вместе Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч) 1 30 С чего начинается Родина... 1 31 В тебе рождается патриот и гражданин 1 32 Человек — чело века 1 33 Слово, обращённое к себе 1 34 Итоговое творческое сочинение. 1 Резерв (защита творческих проектов) 35 1 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А. И. Шемшурина "Основы светской этики") ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронная версия учебника: https://pdf.11klasov.net/14148-osnovy-svetskoj-jetiki-4klassshemshurina.html Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2023 https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki-4-klass-metodicheskoe-posobie/ - http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217 Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" 7 Лист внесенных изменений в Рабочую программу. №п/п час.по плану час.по факту выполнение коррекция причина 1 2 3 4 5 8